Основные термины в бильярде
Предлагаем небольшой словарик основных терминов, которые используют игроки в бильярд.
Абриколь – удар, при котором биток касается шара только после удара об один из бортов.
Биток – бильярдный шар, предназначенный для ударов кием. Игровая ситуация после его попадания зависит от правил конкретного вида бильярда.
Боковик – вид удара по битку, который приходится на боковые части его поверхности относительно центральной оси.
Винт – особый тип удара, который заставляет биток перемещаться по поверхности стола с элементами поступательного и вращательного движения.
Выскочивший шар – тот, который после завершения движения по полю бильярдного стола оказывается за его пределами.
Выход – это удар, по завершению которого биток становиться в выгодную позицию для выполнения следующего удара.
Дом – область игрового поля, которая располагается перед передним бортом и имеет специфическую разметку.
Дуплет – разновидность удара, в результате которого биток оказывается в лузе после касания одного из бортов.
Дуговик – разновидность бокового удара, при которой биток движется по дугообразной траектории.
Заказ – удар по заранее выбранному (заказанному) шару или в определенную лузу.
Заказная луза – луза, выбранная для забивания.
Заказной шар – тот, который необходимо направить в лузу согласно заказу.
Игровая поверхность стола – плоский участок между бортами, покрытый сукном.
Катрбан – фигура, которую описывает снаряд после начала движения. Для ее выполнения он должен коснуться 4 бортов стола.
Кий – продолговатая палка, которую используют для выполнения ударов.
Кикс – термин, которым обозначают неудачные удары кием, при которых наклейка проскальзывает по поверхности шара.
Кладка – термин в бильярде, при помощи которого обозначают попадание шара в лузу без касаний ее краев.
Круазе – особый вид удара, при котором игрок должен рассчитать траекторию движения битка таким образом, чтобы он сначала ударился о длинный или короткий борт, а уже потом пересек линию своего начального движения.
Мазик – специальный инструмент, предназначенный для биения в некоторых игровых ситуациях вместо кия.
Мазка – это конфигурация положений на игровом поле, при которой между битком и целью игрока находится один или больше шаров.
Машинка – особое приспособление, которое используют для выполнения более точных и сильных ударов при значительном удалении битка от края игрового поля. Машинку ставят на стол, а уже на нее кий.
Мел – расходный материал, при помощи которого снижают вероятность проскальзывания кия. Для этого перед биением необходимо заново натереть ним наклейку кия.
Накат – специальный прием в бильярде, который выполняется при помощи кия. Удар выполняется чуть выше центральной оси шара, в результате чего он получает дополнительную энергию. Столкновение с другим шаром снижает скорость движения, но он продолжает перемещаться по игровому полю вперед.
Оттяжка – специфический удар, который выполняется после прицеливания игрока по нижней части битка. Его основная задача – заставить биток слегка откатится в направлении исходной позиции после касания шара.
Партионный шар – финальный, сыгрывание которого решает исход партии.
Пирамида – популярная разновидность игры в бильярд. Столы для этой игры оборудуются лузами. Родиной пирамиды считается Российская империя. На территории сопредельных государств этот вид бильярда также получил широкое распространение. Ее отличительная черта узкие лузы и сыгрывание «своих» шаров.
Соотношение шара и лузы в пирамиде приблизительно равно 1:1. К примеру, в том же снукере эта пропорция равна 1:2. Для успешной игры в пирамиду необходимо развивать точность и силу ударов. Это накладывает отпечаток на стиль и манеру игры.
Слово «пирамида» может также использоваться по отношению к фигуре, которую образуют шары на старте.
Прицельный шар – это цель игрока, по которой он должен попасть битком таким образом, чтобы он выполнил требования к результативному удару.
Результативный удар – биение, в результате которого возникла игровая ситуация, позволяющая игроку проводить новые удары в серии.
Серия – непрерывная череда результативных ударов, выполненных одним игроком.
Точки возврата – в процессе игры возникают ситуации, когда игроки обязаны использовать для ввода шаров в игру определенные позиции, обозначенные специальной маркировкой на поле. Они имеют вид точек с номерами. Позиция для ввода в игру определяется по номерам в порядке убывания. При установке шаров на точки важно следить за тем, чтобы они не касались друг друга.
Точка падения шара – конструктивная особенность столов для бильярда. В месте перехода плиты стола к полости лузы производители создают небольшой скос, который направляет движение снаряда.
Треугольник – часть инвентаря, которая имеет вид треугольной формы. Ее используют для укладки битков перед началом партии.
Триплет – название для фигуры, при которой шар в процессе движения касается двух бортов.
Труабан – название для фигуры, при которой шар в процессе движения касается трех бортов.
Турняк – название для утолщенной части кия, которую в некоторых разновидностях бильярда могут использовать для выполнения ударов по битку для разбития пула шаров.
Туш – любое касание шара на столе, которое может осуществляться не только при помощи кия.
Удар в лоб – биение, в результате которого биток попадает в центральную точку шара.
Удар в разрез – биение, вследствие которого биток соприкасается одновременно с двумя шарами, которые находятся на игровом поле недалеко друг от друга.
Удар на резке – биение, вследствие которого шары соударяются под таким углом, что прицельный шар продолжает свое движение по полю с угловым отклонением.
Фора – способ выравнивания шансов на победу между сильным и слабым игроком, когда они стартуют с неодинаковых позиций с явным преимуществом в пользу одного участника.
Фукс – название для зачетного шара, который был забит в лузу ненамеренно.
Центральная отметка – элемент маркировки на поверхности игрового поля, который имеет вид белой точки. Он наносится на ту часть поля, которая находится в месте пересечения диагоналей.