Бильярд в искусстве
Знаете ли, что игра в бильярд занимает не последнее место в изобразительном искусстве? Рассказываем об этом подробнее.
Игра в бильярд привлекает внимание зрителей не только своей сложностью, но и красотой. Концентрация внимания на прицельном шаре, томительная пауза, полная внутреннего напряжения, последующий за этим изящный удар кием и точное попадание в лузу – любой из этих моментов может подарить зрителю настоящее эстетическое удовольствие. По этой причине сцены за бильярдным столом неоднократно ставали сюжетом для картин, гравюр и декоративных изделий. Мы приглашаем вас в небольшое путешествие по истории мирового искусства для знакомства с самими известными и значительными работам художников, посвященными этой благородной игре.
Бильярд в русском изобразительном искусстве
Россия стала одной из тех стран, где бильярд сумел не только обрести популярность, но и пустить глубокие корни в культуре. Эта игра стала любимым развлечением военных и аристократов еще в XVIII веке. В течение последующих веков русские игроки ввели собственные правила, подарив миру новый вид бильярда – русскую пирамиду. Неудивительно, что столь популярная игра удостоилась внимания людей искусства.
Бильярдный домик Нащокина
В 20-е годы XIX века меценат и друг А. С. Пушкина отставной поручик А. В. Нащокин решил построить весьма необычный дом. В высоту он был немного выше человеческого роста, но в нем были собраны различные предметы из быта дворян того времени. Маленькие шкафы были заставлены миниатюрными книгами. На небольших столах лежал сервизные наборы со столовыми приборами. Нашлось место в этом чудесном доме и для бильярдного стола для игры в русскую пирамиду. В комплекте с ним идут кии и набор шаров белого и красного цветов. Вряд ли представится случай сыграть за ним партию, но зато можно посмотреть, как выглядели бильярдные 200 лет назад.
Бильярд в русской живописи
«Игра в бильярд» (1909). Картина русского графика и живописца В. Рождественского знакомит нас с бильярдом времен дореволюционной России. В центре внимания зрителя оказывается бильярдный стол, покрытий ярко-зеленым сукном. Необыкновенная насыщенность цветов передает чувство спортивного азарта игроков и создает атмосферу торжественности происходящего. Внимание зрителя наверняка привлечет цветовой акцент – ярко-красный биток посередине стола. Вероятно, здесь изображена партия одной из русских пирамид за несколько ударов до своего окончания.
«Бильярд» (1980). В 40-70-х годах ХХ века бильярд в СССР не пользовался особой популярностью, но периодически он оказывался в центре внимания советских художников. Среди таких работ нельзя не упомянуть картину Г. Егошина. На ней в нетипичной для советского искусства абстрактной манере изображены два игрока и один наблюдатель. Лица присутствующих размыты, а сам бильярдный стол изображен с искаженными пропорциями. Теплая цветовая гамма передает зрителю настроение игроков, занятых любимой игрой.
«Дядя Федя» (1985). Картина времен Перестройки кисти К. Мамонова. На полотне изображена подвальная бильярдная, обустроена любителем игры на собственные средства. В то время игра не была признана официальным видом спорта, поэтому ее поклонникам приходилось организовывать залы самостоятельно. Монохромная цветовая гамма и обстановка в подвальном зале как бы подчеркивает немейнстримность бильярда в эпоху позднего СССР.
Начиная со времен позднего средневековья, бильярд стал одной из самых популярных игр среди аристократии, военных, торговцев и других сословий. Неудивительно, что сюжеты на эту тему неоднократно появлялись на полотнах известных мастеров разных направлений.
«Ночное кафе» (1888). Одна из немногих работ кисти известного художника Винсента ван Гога, посвященная бильярду. По словам самого мастера, через эту картину он стремился показать, как пристрастие к алкоголю и азартным играм губит жизнь человека. Не совсем понятно, почему художник изобразил здесь стол для английского бильярда, ведь эта игра весьма далека от таких азартных развлечений как карты и кости. Возможно, он просто рисовал то, что видел во время своих путешествий по ночному городу, не наделяя конкретным смыслом каждый образ на своем полотне. Тем не менее, это одна из самых известных работ, посвященных бильярду в истории мировой живописи.
«Бильярдисты» (1920). Работа испанского мастера Хосе де Тогореса погружает зрителя в атмосферу напряженной игры в английский бильярд. В присущей ему минималистической манере художник изображает лица игроков и стол с шарами. Вероятно, мы являемся свидетелями игры в английский бильярд. Картина является доказательством популярности этой разновидности бильярда в Западном Средиземноморье.
«Кафе в Арле» (1888). Картина кисти Поля Гогена изображает обычный вечер в одном из кафе на юге Франции. На переднем плане на зрителя смотрит хозяйка заведения на фоне бильярдного стола. На нем мы видим два белых и один красный шар для игры в английский бильярд. Дым от сигарет в воздухе и усталые лица посетителей как бы намекают, что время близится к полуночи. В этой работе Гоген использовал типичный для картин с таким сюжетом прием контраста зеленого покрытия бильярдного стола и ярко-красных стен.
«Бильярдный салон» (1995). Фернандо Ботеро в несколько шутливой манере пытается рассказать зрителям о буднях в бильярдном зале. Усталый мужчина на переднем плане, вероятно, после работы, поправляет зеленый галстук во время партии в английский бильярд. Зеленое покрытие стола создает цветовой контраст с изображенной на плакате женщиной в красном.
«Леди играют в бильярд» (1869). Картина известного живописца Шарля Эдуара Бутибонна является красноречивым доказательством того, что во Франции XIX века женщины также проявляли интерес к бильярду. Автор изобразил прекрасных аристократок в изящных одеяниях за игрой. Отсутствие луз подсказывает нам, что, скорее всего, они играют в английский бильярд. На зеленом столе присутствуют также два белых прицельных шара и один ярко-красный биток.